bogachenkoff (bogachenkoff) wrote,
bogachenkoff
bogachenkoff

Путь регионов: как зарабатывать не в Москве

Оригинал взят у shakkar в Путь регионов: как зарабатывать не в Москве



Есть ли шанс у жителей провинции России зарабатывать столько же, сколько зарабатывают москвичи? Или все-таки придется бросать насиженные места и пополнять армию понаехавших? Честно говоря, денег в регионах мало, и в ближайшее время кардинально ситуация не изменится. Но есть ниши, в которых представителям регионов нужно не просто присутствовать, но и играть первую скрипку. О них и поговорим.


Не секрет, что я – провинциал. Правда, не совсем классический: приехал в Москву в 25 лет, ВУЗ закончил тоже не московский, да еще и первый свой миллион заработал тоже не в столице. Фактически, приехал со своим бизнесом и капиталом на всю готовенькую московскую инфраструктуру. Честно говоря, не приехал бы, но желание зарабатывать не миллион, а миллионы прямо завораживало)) Поэтому какой-никакой опыт по созданию бизнеса в регионе имеется. Постараюсь часть его передать вам.

Для начала озвучу причины, которые мешают прилично зарабатывать провинциалам в своих родных городах:

1. Нет работы. Классический ответ, ёмко характеризующий отвечающего. Работа есть везде! Даже в захолустной деревне. Где есть люди, там есть и работа. Нет не работы, а спроса! Вот есть человек, например. Он умеет играть на балалайке. Но ему никто не готов платить за игру на балалайке. Этот человек скажет: "Нет работы у меня", а на самом деле – нет спроса на его умение. Поэтому со старта не нужно чмырить себя)

2. Государство платит мизерные зарплаты. Государство – это лишь один из вариантов, где можно делать карьеру. Если денег недостаточно, нужно рассматривать альтернативы. Поэтому правильно говорить: "Я боюсь менять свой привычный образ жизни". А государство что? Это громадный коррумпированный механизм с кучей неизлечимо больных. Рак свистнет быстрее, чем кто-то дождется от государства какого-то значительного улучшения условий труда.

3. Бизнес не развивается, поскольку у населения нет денег. Опять же, деньги у населения есть всегда. Вопрос в том, куда они их тратят. И слово "бизнес" – это прямо очень-очень широко. Нужно понимать, что бизнес есть разный. Кто-то газ продавать не может и банкротится, а кто-то и на скрепках делает состояние.

Что получается? Вооружившись стереотипами на все случаи жизни, провинциал попадает в первую ловушку: убеждает себя, что нет смысла тратить ресурсы в своем городе, а пора валить в Москву. А нужно начинать с очень-очень детального анализа. Прямо вот сесть и честно задать себе штук 100 вопросов, которые бы касались работы и жизни здесь.

1. Кто вы? В чем ваша сила как профессионала? Реально оцените себя как инструмент зарабатывания денег. Допустим, я умел в свои там 17 лет неплохо играть в компьютерные игры, шахматы, увлекался поэзией, неплохо учился в школе. Далее оценил, что из этого полезно другим людям в принципе. Геймерство?! Вообще нет (это стало одной из причин, почему я не пошел в профессиональные геймеры, хотя считался перспективным игроком). Может быть, шахматы? Тоже мимо кассы. Оказалось, что самое полезное качество – усидчивость. То есть, я мог быстро читать, быстро что-то изучать, быстро писать длинные, нудные и не очень рефераты, доклады и т.д. Усидчивость стала первым продуктом, который я попытался продать.

Уже тогда столкнулся с жесткими реалиями жизни: ты можешь быть сверх крутым профи, но ты ничего не заработаешь, если не умеешь продавать свою крутость другим. То есть, если ты сам не можешь найти спрос на себя или сформировать его. И я начал искать! Спустя пару недель нашел ребят, которые занимались подготовкой рефератов всяким умным кадрам, которые не тратили жизнь на такую ерунду и готовы были платить за освобождение себя от написания подобной тягомотины.

Так я впервые понял, что если хорошо поискать, спрос можно найти! Сначала я просто размещал объявления на столбах) Прикиньте! Это же провинция. До новых технологий еще было далеко. Чуть позже в институте у меня возникла мысль! Стоп. Я же могу использовать свой продукт "усидчивость" выгоднее, чем просто тиражируя объявления и клея их на столбы. Так началось формирование спроса на услугу "Написание рефератов, лабораторных" в студенческой среде.

2. Улучшение продукта и расширение рынков сбыта. Когда я заработал первые деньги, то подумалось: стоп, а ведь рефераты и лабораторные нужны не только нашим студентам! Ведь реально спрос есть везде. И было бы неплохо расширить услугу, увеличив количество дисциплин. Для этого нужно было найти тех, кто хотел писать, но не хотел искать спрос самостоятельно. Так я вошел в команду, которая начала продвигать волгоградский продукт на рынки соседних областей. И это ответ на вопрос "как привлечь деньги в регион?!" Продавайте свой продукт в другие регионы! Сегодня с этим вообще проблем особых нет, а в 2006 это было куда сложнее.

Тогда вдруг осознал, что людей, желающих создавать продукт, но не желающих искать спрос, намного больше, чем тех, кто может этот продукт продавать! В тот момент я заменил свой продукт с "усидчивость" на "организацию продаж". Начал изучать места концентрации студентов, потом места концентрации вообще больших масс пользователей рунета. В августе 2006, например, зарегистрировался в ЖЖ. Спустя год у меня уже имелся приличный практический опыт продавать совершенно разные продукты в инете.

Денег зарабатывали по современным меркам – чепуху, но явно больше, чем абсолютное большинство моих сверстников. Таким образом, сформировалась устойчивая цепочка: создать продукт – найти спрос на продукт или сформировать спрос.

3. Масштабирование. Когда найдена самая простая работающая схема, которая принесла хотя бы 1000 рублей чистой прибыли, начинаем этап роста. Естественно, для этого этапа уже нужны какие-никакие денежные вливания. Но опять же, недвижимость в регионах дешевле, зарплата рабочего класса – дешевле, да и все дешевле. Поэтому и я начал масштабирование именно в регионах. И все выглядело довольно просто: кто хотел работать со мной, тот условно входил в команду, получал все необходимые инструкции и начинал реализовывать план в своем городе. Точно так же была сформирована и первая команда, объединявшая все эти разные проекты. Центр управления, скажем так. Стоило все тоже три копейки. Абсолютно все средства, кроме какой-то небольшой суммы "на жизнь" вкладывались в рост.

Интернет превратился в основной канал, который связывал нас, провинциалов, между собой, а так же давал выход на основные точки сбыта нашего продукта - рекламы - заказчиков из Москвы и Питера. Рефератами как менее рентабельным направлением я перестал заниматься сразу же, когда понял, что в развитии непосредственно продаж заработаю больше.

Таким образом, к 2011 году (то есть, спустя 6 лет) у меня был абсолютно провинциальный продукт, но весьма хорошего качества. И этот продукт (рекламные кампании в Интернете) стоил заказчику в 2-3 раза дешевле, чем то же самое в Москве или Санкт-Петербурге. Это позволило еще быстрее масштабироваться, накопить еще больше сбережений и выйти на рынок тематических сообществ в социальных сетях. К 2013 году региональная сеть, мой основной актив, позволила мне без особого напряга переехать в Москву.

Итак. Как же зарабатывать деньги в регионах?

1. Побороть свой страх перед изменениями в жизни. Я променял профессию провизора на непонятно что, как тогда казалось. Хотя провизор – это довольно хлебная профессия. Было сложно объяснить родителям, друзьям, самому себе. Просто хотелось зарабатывать больше, чем 30 000 рублей в месяц.

2. Осознать необходимость новых знаний. Но Страх – не самое главное! Главное – это осознать необходимость реально обучаться новому. Забыть вот эти похвалы "какой ты классный умный парень" или "ты такой перспективный провизор". Забудьте! Сидишь и изучаешь целевую аудиторию, её интересы, потом характеристики товара, методы продаж и т.д.

3. Быть готовым рисковать и вовлекать в проект партнеров (или ждать несколько лет). Деньги – не самое главное, но если цель  – зарабатывать не 100-150 тысяч, а больше – нужно масштабирование. Оно без средств будет продвигаться медленно.

4. Ставка на интернет-торговлю как канал сбыта. В регионах очень дешево можно производить, но покупательской способности жителей может не хватить, чтобы обеспечить нужный уровень продаж. Поэтому стоит значительную часть времени и сил бросить на изучение и развитие интернет-канала продаж.

Ниши в регионах, которые развиваются круче всего:

продукты питания (особенно длительного хранения),
одежда и аксессуары (футболки, майки, юбки+сумочки, кошельки, портмоне),
мебель (мебель-конструктор, как в "Икее"),
фрилансерство всех типов (особенно копирайтеры, дизайнеры),
неплохие перспективы у эко-туризма,
медиа-бизнес (включая создание сайтов для сбора трафика, сообществ в соцсетях, блогов)
торговля барахлом из Китая (это уже не так круто по задумке, но все еще очень прибыльно)

В общем, выход из ситуации есть. И в регионах тоже можно зарабатывать. Просто нужно снять розовые очки, перестать ждать помощи от государства и быть готовым к реальной конкуренции! Не конкурентный сотрудник? Увы, ты стоишь мизер.

А вы сколько в регионах зарабатываете? Перспективы роста есть? Когда-нибудь пробовали бизнесом заниматься? Как успехи?

Добавляйтесь в друзья и участвуйте в розыгрыше 1 000 000 ЖЖ-жетонов!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments